Созерцание распятия
📖 Евангелие от Лук. 23:47-49
Конечно, это с одной стороны жуткая картина, с другой стороны приятная, радостная, ведь это наше спасение.
Поэтому хотелось вместе с вами взглянуть еще раз на это, получить назидание, помолиться и с радостью участвовать в этом.
Мы прочитаем для размышления Евангелия от Луки двадцать третья глава, с сорок седьмого стиха.
Здесь события повествуют о том, когда уже Христос испустил дух, то есть предал Дух Свой Отцу Небесному и все стало тихо. И вот маленький отрывок последующих событий я буду читать. Я сразу скажу тему, чтобы вы тоже могли, читая или слыша, понять сразу, что Господь здесь в этом нам скажет. Я хочу рассуждать на такую тему: «Созерцание распятия».
Что дает созерцание распятия? С сорок седьмого стиха:
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
(Евангелие от Луки 22:47-49 – Евангелие от Луки 22 глава — Библия (bible.by)
Три стиха. И мы рассмотрим три позиции, созерцания распятия. Вообще слово созерцание имеет оттенок что-то приятное рассматривать, да? Есть понятие «созерцать звездное небо», «созерцать природу», «цветы созерцать», какую-то красоту, то есть то, что моей душе, моему внутреннему человеку приятно это созерцается. Но мы поем все же такой гимн: «У креста хочу стоять, созерцать душою…».
Крест созерцать тоже можно с приятным сердцем, что ли? Апостол Павел пишет, что? Для иудеев это безумие, а Христа ради верующих - это сила Божия. По-разному оказывается может быть, значит объект созерцания бывает разный. Могут все смотреть на одно явление, кто-то созерцает, восхищается, умиляется… Происходит что-то большое, а у кого-то отвращение, кто-то на это смотреть не может. По-разному так бывает.
Но мы посмотрим на три позиции созерцания здесь, на три группы созерцания. И хотелось бы так тоже выяснить для себя, а что оно во мне произвело? Ну параллельно так рассматривать в Послании Евреем апостол Павел говорит: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников» или к Галатам Павел пишет: «Я говорил вам о Христе, как бы перед вами предначертанный». То есть так четко и отчетливо все грани, все четко видно. Вот так Павел запомнил, так он размышлял, так он углублялся… Поэтому он мог любую грань отметить, вот это вот так было, а это вот такая красота Христа. Вот здесь Он так величественно поступал, а вот здесь вот так. Он так вот глубоко-глубоко ушел туда в размышления или уходил в размышления. И много подчерпнул.
И вот я тоже хотел посмотреть вместе на эти три стороны, то есть здесь по-разному оказывается можно вместе смотреть оказывается по-разному, а от чего это зависит? И одна сторона - от чего зависит, а второе, что дает различие взгляда на это?
Первое прекрасное - это глубокое созерцание распятия, открывает славу и величие Распятого. Глубокое или внимательное созерцание распятия открывает славу и величие Распятого.
Это первый стих здесь, который я читал: «Сотник же, видя происходящее прославил Бога и сказал, истинно Человек этот был Праведник».
Давайте немножко посмотрим практически. Сотник - это язычник. Сколько знал он о Христе, сколько он имел информацию и известие о Христе, я не могу сказать, но понимаю, что намного меньше, чем ученики, чем народ, который был. Ну в объеме так. Конечно, он человек немножко маленький начальник, не тысяченачальник, он лишь сотник, но все равно немножко обладал информацией какой-то, но не объемной. Тем более, детально, о том, как Христос где-то насыщал, исцелял, благословлял… Ну, сложно сказать. Во всяком случае он и язычник.
Но вот теперь он тот, который руководит вот этой казнью. Он должен давать приказания. Крест ложи, человека этого ложи, гвозди забивай, поднимай, копай… Ставь вот этого сюда, этого сюда… Так воины здесь стоят! Вот народ тут может что-то…! Он командует этим, его задача что? Чтобы эти люди повешены были и погибли. Его задача. Его задача умертвить этих людей. Он начальник, он совершает казнь. И наверно не первую. Он знал, знаком, это все ему известно. И вот теперь он наблюдает за всем этим, смотрит.
Ну у таких людей сердце, сложно вообще сказать, каким выражением подобрать, какое сердце у этого человека, который совершает так часто, казни такие. Но вот он совершает… Там хочется так лично посмотреть на это. Он видит разговор Христа, беседы, слова с разбойником, с матерью, с Отцом Небесным, о людях, что Христос говорит…
Потом, когда Он сказал: «Совершилось. Отче, в Твои Руки предаю Дух». Потом, когда вот эта тьма, землетрясение… И написано: «Сотник же, видя происходящее прославил Бога…»
Язычник, у которого вообще, трудно сказать, сердце там было вообще, что-то было еще мягкое или все? Или все очерствело? Он даже говорит, как бы ни одна морщинка не шевельнётся, когда он совершает казни. Не знаю, как было. Но, а результат мы видим.
А что его уговаривали, убеждали, да ты посмотри, да ты посмотри, а на это посмотри, подумай! Наоборот вся картина, все, что происходит, говорит против Христа. Разбойники смеются, народ говорит: «Если Ты уповал на Господа, сойди со креста».
Вот логически, если Он Бог, если Он сын Божий, то конечно надо сойти, показать. А он смотрите, как намного глубже ушел в размышления эти. Он так посмотрел, вот эти все речи, слова… Он делает выводы: «Се Человек…», какой? Праведник! Ни одного греха, ни одного пятнышка, ни одного какого-то зла, лести, ничего нет. Вот этот чёрствый человек, но он очень внимательно наблюдал. Слышал эти разговоры, слышал и наблюдал, с каким лицом Христос отвечал. Смотри на какую высоту он поднялся, говоря: «Он праведник».
Я чуть-чуть сразу к нам, вот как мы можем являть образ Христа в нашей жизни? Получается у нас или нет? Времени нет, у меня вчера тоже инспектор ГАИ остановил. Все хорошо, он отпустил меня, так не было ничего, но я не очень хорошо ему ответил. Я потом так мучился в себе. Почему я такой христианин… Да, он по-нашему сказать стал искать что-то, но ничего не нашел, чтоб меня обвинить, пришлось отпустить меня. Но я в конце тоже ему ответил не очень хорошо. И мне стало нелегко. Думаю, как я так? Христос Наш на кресте висит. О нем сказали: «Праведник». Ничего не возьмешь…, сотник, не зная Христа так мог понять. А я думаю, как я? Почему у меня не получается так вот, ну да праздник. Я его поздравил с новым годом, пожелал ему сначала, все хорошо... И вот он начинает искать, искать в машине, ну что-то надо найти же. Ну как же отпустить? Человек он трезвый, ничего не находит, вот ищет… Ну мне стало что-то трудно, а вот Господь наш, Он выдержал экзамен наш Господь. Блестяще выдержал, человек сказал: «Праведник сей».
Ну пойдемте дальше немножко и дальше вторая мысль такая: «Беглое созерцание Распятого открывает лишь нашу греховность». Это второй стих. И весь народ сшедшийся на сие зрелища, видя происходящее возвращался, бия себя в грудь. Посмотрите, первый так посмотрел, он понял, это Праведник, это величайший человек. А вот этот народ почему-то только бился в грудь. Почему они дальше не пошли? А здесь написано народ, вот смотря на это… Я так отметил это, это так бегло, это немножко такое неуглубленное рассмотрение Христа. И вот они смотрели и поняли, они то пришли распинать злодея. Они пришли распинать богохульника. Они пришли действительно казнь совершить тому, что не должно быть в народе. Это против кесаря, это против служения. Но все же, смотрите, они посмотрели на Господа и били себя в грудь. А почему били себя в грудь? Мало сделали. Мало! Еще надо сделать. Или зачем били себя в грудь? Мало или они себя винили? Винили, понятно нам, винили.
Значит чуть-чуть они прошли в эту картину распятия, вот все тоже наблюдали и сами кричали, сами кричали, распни! Но чуть-чуть посмотрели. Оборачиваются, бьют себя: «Ой какие мы негодные люди…»
Вот, дорогие друзья, все зависит насколько глубоко мы посмотрим на нашего Господа, насколько мы подойдем ближе к Голгофе. Ближе подойдешь, увидишь красоту. Будешь немножко так рассматривать (поверхностно), да Слово Господа коснется, будет обличать, будет говорить, неправильно ты, то у тебя не хорошо, исправь. Ну если ты как эти уйдешь, не останешься, как сотник, все ж глубже посмотришь, увидишь красоту, порадуешься, скажешь, ой, Господи, хочу с тобой, хоть рядом стань, готов страдать с тобою, готов переживать, чтобы Твой Образ являть, чтобы тоже...
А вот это беглый такой взгляд, вот немножко, да, ушли, не остались стоять это, конечно, немножко слабовато, маловато.
А третья группа, я так написал «Удаленное созерцание распятия не дает увидеть красоту Распятого». Это последний стих.
«Все же знавшие Его и женщины следовавший за ними из Галилеи, стояли издали и смотрели на это». А почему ближе не подошли? Что мешало, они мало знали Христа? Сотник? Я говорю, я не могу конкретно как бы комментировать, сколько он знал Христа. Маловато, думаю. Но эти все знали Христа. Они с ним участвовали.
А вот здесь распятый Христос - издали стояли что мешало ближе подойти? Может быть, конечно, здесь и обстоятельства, может здесь больше мужчины были, но и Иоанн тоже был, но не написано сколько он близко подошел. Остальные ученики вообще все рассеялись, кто-то отрекся от Христа вообще. Открыто отрекся от Христа. Вот все так, издали, написано, тоже следовал издали… Ну это там он следовал к Пилату. А вот здесь эти стояли, смотрели издали, и ничего больше не написано. Не взяли для себя, не увидели эту красоту божественность, чистоту. Как-то мало увидели.
И вот я хочу посмотреть на наше сердце в конце, вот что в нашем сердце? Как мы смотрим на Распятого? Подходим мы ближе - больше увидим. Если издалека, то будешь редко читать пятьдесят третью главу Исаии, редко читать последние главы Евангелия, редко вдаваться в эти размышления. Конечно вряд ли что-то ты поймешь. Зачем Христос страдал, как тебе вести (себя), когда тебя унижают? Как тебе поступать, когда у тебя, немножко вот так: копаются, копаются, хотят найти, где ж ты виноват. Вот тут тебя не так, там, не так... Ну и пусть же копаются...
Я себя потом винил, винил..., просил у Бога прощения, почему же я не смог? Ну, не хватило сил у меня. А вот наш Господь у Него ухватило.
Дал бы Бог, чтобы мы больше смотрели на Нашего распятого, больше созерцали, и Он даст нам силы так поступать, что образ Его красивый, блаженный, люди увидят и порадуются и скажут: «Вот это христианин!»